Духовный кризис может проявляться по -разному. Хочу рассказать о нескольких наиболее часто встречающихся вариантах. То, что можно встретить в любом месте, на улице и среди близких людей и для этого не нужно даже посещать эзотерические тусовки или ехать куда-то в ашрам. Люди очень часто не знают, что переживают духовный кризис. Однако одним из наиболее важных катализаторов духовного кризиса является вовлеченность в различные формы медитации и духовной практики. Эти методы специально задуманы для активации духовных переживаний. Хотя бывает и спонтанный опыт, потому что пришло время.  Некоторые, проживающие духовный кризис, думают, что у них “что-то не так с головой”, а это просто часть кризиса и важно найти возможность пройти его до конца, не застревая надолго в этих непростых переживаниях. Некоторые из которых могут длиться достаточно долго, особенно когда нет понимания что происходит, зачем и каким может быть развитие событий:

  • 1.Пробуждение энергии Кундалини
  • 2.Шаманский кризис
  • 3.Зависимости- алкоголизм и наркомания
  • 4.Состояния одержимости
  • 5.Околосмертные переживания
  • 6.Проявление кармической памяти и переживание прошлых жизней
  • 7. Кризис проявления экстрасенсорных способностей
  • 8. Общение с духами- проводниками и ченнелинг
  • 9. Пиковые переживания
  • 10.Процесс обновления

 

1. ПРОБУЖДЕНИЕ ЭНЕРГИИ КУНДАЛИНИ

Энергия, которая живет у каждого из нас в позвоночнике и активируется занятиями кундалини йогой, посредством медитации и выполнения определенных практик, при помощи духовного учителя, посредством передачи биджи (шахтипад), с помощью кундалини рейки. Также энергия кундалини может активироваться по неизвестным причинам.

Активированная Кундалини открывает энергетические каналы, помогает высвобождению энергетических блоков, высвобождает травматические переживания, и способствует исцелению, духовному раскрытию и эволюции сознания, но так же может являться определенным вызовом, так как подъем энергии кундалини может происходить спонтанно и со стороны выглядит очень странно: волны неконтролируемых эмоций, как приятных-экстаз, радость счастье, так и не очень: гнев, ярость. Также   могут быть странные движения, позы и звуки, тряска тела, неконтролируемое поведение.
Также могут быть: видения яркого света, различных божеств, воспоминания из прошлых жизней, слышание звуков, асаны йоги, пение священных мантр. В последнее время признаки такого процесса массово наблюдаются даже у западных людей, далеких от йоги.

2. ШАМАНСКИЙ КРИЗИС ИНИЦИАЦИИ

Шаманизм -одна из наиболее древних  целительских  практик человечества, возникший на заре наших культур и существующий до сих пор. Шаманизм связан  с очень  древними, фундаментальными, изначальными аспектами  человеческой психики. 
Чтобы стать шаманом, нужно пройти сквозь “шаманскую болезнь”- цикл  непроизвольных мистических переживаний и  видений, к которых шаман сражается с демонами, совершает путешествие в нижний мир, проживает пытки и  муки, проходя испытания, часто бывают видения, что приходят различные звери и разрывают на части, переживание смерти в разных видам.  Но за этим следует  возрождение и восхождение  на небеса и обретение чудесной силы.

В последнее время современные люди часто сталкиваются с  переживаниями, похожими на шаманский кризис, не практикуя шаманские ритуалы.  Помимо  телесных и эмоциональных мучений и трансформаций,  переживаний смерти и возрождения такие состояния включают в себя переживания связи с тотемными животными, растениями и силами  природы.  У люди, переживающиих подобные кризисы, могут проявляться спонтанные тенденции к созданию ритуалов, похожих на ритуалы аутентичных шаманов. 

В шаманском кризисе могут быть видения:

  • Провидческие путешествия в преисподнюю и рай.
  • Видения посещения адов, нападения злых духов,
  • Эмоциональные и физические суровые испытания, уничтожение, расчленение, например, когда дикие животные разрывают, растаскивают на куски.
  • Возрождение и мистический полет, восхождение вверх. Образы – Птица солнца, Мировое Дерево, Мост из Стрел, Радуга, Шест с зарубками и т.д. 
  • Контакт с животными силы и местами природы
  • Обучение исцелению-биоэнергетика и энерггетическая медицина
  •  Синдром “Раненого целителя” – исцеление эмоциональных и физических расстройств у других, вместо себя Чужую боль чувствовать и переносить легче, чем свою. Но проблема в том, что каждый может исцелить только себя.

 

3. ЗАВИСИМОСТИ. АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА.

Влечение к алкоголю и наркотикам-это нераспознанное влечение к транценденции (лат. transcendens – выходящий за пределы) и целостности.

Пустота и поиск какого-то внутреннего недостающего элемента или измерения жизни, ведет к неудовлетворяющему и разочаровывающему поиску заполнителя пустоты-еды, напитка, власти, денег, секса и т.д Попытки избежать внутренней боли от недостатка любви и тепла, заполнение духовной пустоты алкоголем, наркотиками, едой, другими зависимостями. У каждого из нас своя боль и каждый находит для себя свой “костылик”, с помощью которого справляется с трудностями. Это наш способ приспособиться к жизни, выжить. 

Существует поверхностное сходство между мистическими состояниями и интоксикацией алкоголем или наркотиком- ощущение растворения личных границ, изчезновение болезненных переживание, снятие контроля, выход за пределы проблем.Но ив нтоксикации алкоголем или наркотиками не хватает важных хактеристик мистического состояния. таких как- спокойствие, нуминозность, озарения, и в конечном счете интоксикация не приносит удовлетворения. Эта похожесть на переживание мистических состояний приводит к злоупотреблению. Ее достаточно, чтобы соблазниться. Погружение на дно и духовное раскрытие часто становятся поворотным моментом и началом выздоровления. “Дойти до дна и оттолкнуться, чтобы выплыть.” 

4. СОСТОЯНИЯ ОДЕРЖИМОСТИ

Состояние одержимости может быть серьезной психопатологией, которая проявляется как антисоциальное и саморазрушающее поведение, суицидальная депрессия, девиантные сексуальные импульсы. чрезмерное потребление алкоголя и наркотиков, неуместное поведение в общественных местах. 

Также может проявляться как осознавание присутствия чужой и враждебной энергии в своем теле, постоянная борьбы с ней и приложение невероятных усилий, чтобы она не вышла из под контроля. Возможны спонтанные проявления демонической сущности в повседневной жизни с разрушительным поведением, направленным вовне и внутрь себя.

Во время холотропных сессий: демоническая энергия, ярость, огромное количество энергии, маска зла, изменения голоса, импульсы к насилию, рвота ” фонтаном”- напоминает ритуалы изгнания бесов.
Такой вид духовного кризиса, если к нему отнестись надлежащим образом, может быть исцеляющим, трансформирующим и пробуждающим духовное начало.

5. ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Огромное количество  околосметных переживаний описано в  духовной, религиозной, литературе, в фольклорных произведениях и мифах. Самые известные из которых- тибетская  “Книга мертвых” и египетская “Книга мертвых” . Еще не так давно все это рассматривалось западной цивилизацией как фантазии и творчество необразованных людей. Но последние исследования подтвердили тот факт,  что  процесс умирания и  сама смерть может быть захватывающим трансперсональным путешествием. 

Сознание покидает тело  и  может свободно перемещатся в любые места, с интересом и отстраненным удовольствием наблюдая происходящее. Многие люди, переживающие околосмертный опыт описывают прохождение через темный тоннель, ведущий их к свету невреоятной красоты и яркости. Некоторые описывают невероятное Божественное существо, излучающее любовь, прощение и приятие. И есть возможность лично пообщаться с этим  Божественным существом и узнать законы Вселенной и потом пересмотреть свой прошлый опыт  руководствуясь этими новыми  знаниями.  После этого приходит желание вернуться в свою жизнь и изменить ее в соответствии с новыми знаниями.

  • Состояние комы, летаргический сон
  • Угрожающая жизни ситуация с причинением физических повреждений и без. 
  • Перепросмотр событий жизни
  • Достоверные внетелесные переживания
  • Прохождение по тоннелю к свету
  • Посещение Рая или Ада
  • Встреча с Божественным светом, Богом, Вселенной
  • Божественный суд или Самосуд
  • Посещение  небесных царств или райского сада
  • Уроки о существовании и Законах Вселенной
  • Достижение “порога между жизнью и смертью”
  • Возвращение на землю в тело. Обычно, после проживания такого опыта человек испытывает глубокую благодарность за жизнь, прилив энтузиазма и желание изменить свою жизнь.

Появляется ощущение родства со всеми живыми существами, желание заботиться о будущем человечества и планеты. Возрастает интуиция и обостряются экстрасенсорные способности. Радикальное изменение стратегии жизни. Ориентация на процесс, а не на цели, доверие жизни, движение по жизни с легкостью и удовольствием. 
Околосметные переживания часто ведут к духовным кризисам, так как   происходят такие ситуации обычно неожиданно и сталкивают неподготовленных людей с пороговыми состояниями и потому что такие ситуации ставят под сомнение представления о реальности, имеющиеся у большинства испытывающих их людей. 
 Многие  после опыта околосметных переживаний становятся другими,  с более духовным взглядом на мир, измененными ценностями и целями, основанными на откровениях, которые они получили на пороге смерти, что говорит о жизненной трансформации,характерной для всех успешно завершенных духовных кризисов.  

6.ПРОЯВЛЕНИЯ КАРМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ “ПРОШЛЫХ ЖИЗНЕЙ”

До сих пор нет доказанных данных про реинкарнации и прошлые жизни. Кто-то в них верит, кто-то считает, что это часть области коллективного бессознательного, которое проявляется для чего-то. Это своеобразные окна к себе, внутрь себя.  И переживание подобного опыта несет в себе глубинный целительный потенциал. Все это относится к области трансперсональных пережваний. Это могут быть отдельные фрагменты истории “прошлой жизни2 или же подробное доскональное пережвание, где в мельчайших подробностях можно увидеть детали интерьера, одежду, лица и события, которые происходили. Часто подобные переживания сопровождаются мощными физическими ощущениями  и эмоционально окрашены. Если вы переживаете смерть на гильотине, то  это будет ощущение целого спектра эмоций и физическое ощущение металла на шее и отделение головы. Был у меня подобный опыт. Мало приятного.. Наиболее убедительным и правдоподобным это кажется из -за ощущения, что “со мной было это раньше” и кажется, что это реальное личное воспоминание, о котором случайно вспомнилось..

И несмотря на то. что мы пока еще не знаем точно ли идея “прошлых жизней” отражает источник этих переживаний, сам  целительный потенциал  переживаний “прошлых жизней”  дает возможность  серьезно воспринимать эти эпизоды, независимо от того, что мы думаем об их происхождении.   На этих переживаниях основаны многие религии, которые верят в реинкарнацию и законы кармы. И что то, как ты проявляешь себя в этой жизни влияет на то, что будет ждать тебя в следующей.  

Ка́рма, ка́мма — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования (Википедия). 

Сейчас концепция  кармы, кармических задач и кармических проблем в этой жизни очень популярна. Ее эксплуатируют все,  кому не лень и не всегда адекватно. Законами кармы пытаются объяснить все подряд, придумывают много новых практик для исцеления “кармических проблем” и “прошлых жизней”. Все проблемы в отношениях, с деньгами, со здоровьем  и т.д, объясняют “кармическим наследием”  и последствием прошлых жизней. Но  все эти проблемы исчезают достаточно быстро, когда человек берет на себя ответственность за все происходящее в сего жизни и сознательно переживает данный кармический опыт каким бы сложным он не был. 

 Иногда  переживание опыта  “прошлых жизней” может представлять из себя проблему. До того как  это опыт проявится на уровне сознания полностью,  у  человека в обыденной жизни могут возникать неожиданные  сильные эмоции, странные  физические ощущения и видения, которые не понятно откуда берутся и что означают. Из-за того, что с ними нет достаточного контакта  и пока переживаются вне своего контекста, они  выглядят странно непостижимо и иррационально.  Часто такие переживания могут мешать выполнению ежедневных задач, неожиданно поднимаясь в самый неподходящий момент и проявляясь в виде странных видений, эмоций или телесных реакций

Также подобные переживания часто вызывают внутренний конфликт, так как с одной стороны, сложно объяснимы с точки зрения западного мира.  Они не вписываются в рациональные объяснения и не согласуются с привычными  убеждениями и ценностями западного мира, который игнорирует эти феномены и не имеет для них объяснения.  С другой стороны, сами переживания настолько убедительны и реальны, что человек просто принимает их послание, но может чувствовать замешательство, столкнувшись с необъяснимыми, но убедительными личными переживаниями, ставящими под сомнение всю их систему  мировоззрения. После того, как кармическая  память полностью поднялась, возникает проблема интеграции этого опыта. Отрицание возможности реинкарнации как христианской церковью, так и материалистической наукой представляет проблему, как для верующих, так и для атеистов, так как их убедительный личный опыт бросает вызов их системе убеждений и принципов, разрушая сложившуюся систему ценностей.  И далее этот конфликт либо вытесняется- это мне показалось, этого не было. Или прорывается, помогая интегрировать этот опыт в жизнь  и меняя саму систему ценностей человека.

 

7.  КРИЗИС ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Иногда еще называю кризисов психического раскрытия.
Достаточно частым явлением при любых духовных кризисах является возросшая интуиция проявление экстрасенсорных способностей. Проблема возникает, когда информации становится  слишком много  и она мешает нормальной жизни.

  • Внетелесные путешествия. Когда они происходят, сознание отделяется от тела  может свободно  путешествовать  везде. Во внетелесных путешествиях  можно наблюдать себя самого издалека или быть  быть свидетелем  происходящего где-то далеко или бывать  в разных неведомых местах.

 

  • Явления психосенсорного восприятия- телепатия, ясновидение, предвидение, психометрия.  Человек, переживающий драматическое раскрытие психических способностей, может настолько чувствовать переживания, эмоции и мысли других людей ,что ему  кажется, что он обладает телепатическими способностями.  Часто это очень мешает в жизни, так как человек, проживающий подобное часто не может разделить где его переживания, в где чужие, он чувствует настроения- состояния других людей рядом, особенно когда  рядом кто-то с плохим настроением или у человека рядом что-то болит. Предвидение событий  будущего и  видение событий на расстоянии в могут приводить в смятение переживающего их человека,  и тех, кто его окружает, поскольку они серьезно подрывают наши привычные представления о реальности.

 

  •  Переживания “медиума”
    В переживаниях, которые можно отнести к  “медиумическим”, у человека возникает чувство потери собственной идентичности и обретение идентичности  другого человека- принятие телесного образа, жестов, чувств и даже мыслительных процессов другого человека. Опытные  экстрасенсы, шаманы и духовные целители используют эти переживания контролируемым и продуктивным образом. Однако в ходе кризиса психического раскрытия их неожиданное проявление могут быть очень пугающими. 

 

  • Синхронистичность.  Этот феномен был обнаружен и описан  Карлом- Густавом Юнгом.  Часто человек, находящийся в духовном кризисе видит вокруг сверхъестественные совпадения, события обыденной жизни связываются со снами и видениями, бывает ощущение “дежа-вю”.    Важно, что эти несущие свой смысл  синхроничности являются подлинными феноменамии и их не нужно игнорировать и считать иллюзиями, как это часто бывает в современной психиатрии.  Необычные проявления синхронистичности  сопутствуют многим формам духовного кризиса, но особенно типичны для кризиса психического раскрытия.

 

8. ОБЩЕНИЕ С ДУХАМИ- ПРОВОДНИКАМИ И ЧЕННЕЛИНГ

Ченнелинг – это способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Такому сознанию можно предоставить возможность выражать себя через человека – ченнелера, или “канала”. От англ. Channeling — «прокладывание канала» или «передача по каналу»; более ранний термин «контрактерство».

В своих трансперсональных переживаниях человек может встретиться с сущностью, которая принимает на себя роль учителя, проводника, помощника, защитника или просто удобного источника информации. Эти сущности  воспринимаются как не имеющие матери,  сверхчеловеческие сущности. пришельцы, божества, существующие на более высоких планах сознания и наделенные чрезвычайной мудростью. 

Они принимают личную форму или появляются как сияющие источники света или просто дают возможность ощутить свое присутствие. Их послания обычно принимают форму прямой передачи мысли или же иной экстрасенсорной передачи. Менее часто они приходят как вербальные послания.

Являясь каналом для передачи информации от источника, человек   в состоянии транса, говорит или   записывает телепатически воспринимаемые мысли. Феномен “контактерства” играл важную роль в истории человечества. Среди священных учений, полученных таким образов— множество священных текстов огромной культурной значимости, таких, как древнеиндийские Веды, Коран или “Книга Мормона”. В последние несколько лет ченнелинг очень популярен в эзотерических кругах. 

Опасности ченнелинга заключаются в возможности  потере идентичности того, кто является каналом. Или наоборот,  опасность раздувания Эго из-за того, что “дух выбрал меня для этой миссии”   и это доказательство моего собственного превосходства. А также эти  переживания могут вызвать серьезный  кризис, так как никак  не проверить  достоверность и точность информации из источника, природа которого совершенно необъяснима. Иногда человеку могут приходить  точные сведения о вещах, с которыми он до сих пор никогда не сталкивался и это трудно объяснить. Тогда это явление переживается как неопровержимое доказательство существования духовной реальности и может быть причиной внутреннего конфликта между тем, что есть и  привычным мировоззрением.

Качество передаваемого материала варьируется от банального и сомнительного до действительно сверхъестественного. Последнее может служить убедительным доказательством  участия сверхъестественных сил.

Правдоподобный контакт  с запредельным может вызвать  страх безумия, особенно если слышаться голоса- хорошо известный симптом параноидальной шизофрении. 

9. ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИЛИ ЭПИЗОДЫ СОЗНАНИЯ ЕДИНСТВА 

 Человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчетливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему, трансцендируются, и у человека возникает чувство бесконечности и вечности. Эмоции, связанные с этим состоянием, охватывают диапазон от глубокого спокойствия и мира до переполняющей радости и экстатического восторга.

Американский психолог Абрахам Маслоу, занимавшийся  изучением  переживаний эпизодов единения сознания, назвал их “пиковыми переживаниями”.

Пи́ковые пережива́ния, верши́нные пережива́ния (англ. Peak experiences) — введённое А. Маслоу обобщающее понятие для переживаний, связанных с внезапными ощущениями интенсивного счастья, полноты существования, которые нередко сопровождаются также сознанием некоторой «абсолютной истины» или единства всех вещей.

Описывая их, он остро критиковал западную психиатрию за ее тенденцию путать эти состояния с психическими заболеваниями. Согласно Маслоу, их следует считать сверхнормальными, а не ненормальными феноменами. Если их естественному протеканию не мешают и не препятствуют, они обычно приводят к более эффективной реализации в мире и раскрывают способности более полно выражать свой творческий потенциал.

Для пиковых переживаний характерно: 

  • Единство внутреннего и внешнего
  • Сильная положительная эмоция
  • Выход за пределы времени и пространства
  • Ощущение сакральности (Нуминозность- божественное присутствие)
  • Парадоксальная природа
  • Объективность и реальность озарений
  • Приобретение мудрости в вопросах вселенского значения
  • Неизъяснимость
  • Позитивные последствия- самоактуализация и самореализация
 
10.ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ

Психологическое обновление через возвращение к центру.

Еще один важный тип трансперсонального кризиса был описан американским психиатром и юнгианским аналитиком Джоном Уэйром Перри, который назвал его “процессом обновления”. Для поверхностного наблюдателя переживания людей, вовлеченных в процесс обновления, выглядят настолько странно и экстравагантно, что может казаться вполне логичным связывать их с каким-то серьезным патологическим процессом, затрагивающим деятельность мозга. 

Для человека, проживающего такой кризис,  характерно:

  • переживание собственной психики, как центра  фантастических событий, как битвы космического масштаба между силами Добра и Зла, Света и Тьмы.
  •  озабоченность темой смерти— ритуального убийства, жертвоприношения, мученичества и загробной жизни.
  • увлеченность проблемой противоположностей, особенно вопросы, связанные с различиями между полами- идентификация м противоположным полом. 
  • Путешествие в историю- свою собственную,  человечества, творения мира, изначальное состояние рая и т.д. Они переживают себя в качестве центра фантастических событий, имеющих космическую значимость и важных для судеб мира. Их визионерские состояния имеют тенденцию переносить все дальше и дальше назад во времени, через их собственную историю и историю человечества к моменту сотворения мира и к изначальному райскому состоянию.
  • Стремление к совершенству. В этом процессе они, стремятся к совершенству, пытаясь скорректировать то, что было неправильно в прошлом. После периода смятения и волнений переживания становятся все более и более приятными и начинают смещаться по направлению к разрешению. Этот процесс часто достигает своей кульминации в переживании “священного брака”, который происходит либо с воображаемым архетипическим партнером, либо проецируется на идеализированного партнера из реальной жизни. Обычно этот момент отражает достижение нового равновесия между мужским и женским аспектами личности. 

В это время человек может испытывать переживания, связанные с тем, что в юнгианской психологии считается символами, представляющими “я”, или Самость,— трансперсональный центр, отражающий нашу глубочайшую и подлинную природу и сравнимый с индуистской концепцией Атмана-Брахмана, “божественного внутри”. В визионерских состояниях он проявляется в форме источника света неземной красоты, драгоценных камней, жемчужин, сияющих драгоценностей и других подобных символических вариаций. 

Обычно существует стадия, на которой эти восхитительные переживания интерпретируются как личный апофеоз, процесс, возводящий человека в чрезвычайно возвышенное или даже полностью сверхчеловеческое состояние великого лидера, спасителя мира или даже Властелина Мироздания. Нередко это сочетается с глубоким ощущением духовного возрождения, вытесняющим предшествующую озабоченность темой смерти. 

Во время завершения и интеграции у человека обычно возникает образ идеального будущего— нового мира, управляемого любовью и справедливостью, где преодолено все зло и все болезни. Когда интенсивность процесса ослабевает, человек понимает, что вся эта драма представляла собой психологическую трансформацию, в общем и целом ограниченную рамками внутреннего мира главного героя. 

Согласно Перри, процесс обновления развивается в направлении того, что в юнгианской психологии называется “индивидуацией”— наиболее полным выражением глубинного потенциала. Позитивный результат этих эпизодов и их многообразные связи с архетипическими символами древних культур свидетельствуют о том, что процесс обновления вряд ли является случайным следствием функциональных расстройств мозга. Более подробную информацию об этом типе духовного кризиса можно найти в статье Перри “Духовный кризис и обновление”.

Из-за глубины и интенсивности этот тип психодуховного кризиса, чаще всего, диагностируется как серьезное психиатрическое заболевание.

Людям. переживающим духовный кризис, нужна информация, потому что часто люди не понимают что с ними происходит и думают, что начинается психиатрическое заболевание и  нужна поддержка. Об этом я напишу в следующем посте. Этот и так вышел слишком длинным.

Если вам нужна помощь или поддержка в проживании вашего духовного кризиса. Приходите- мы работаем с духовным кризисом в формате групп поддержки, холотропных семинаров и индивидуальных консультаций.  Еще про кризисы можно почитать здесь: виды кризисов, причины, эмигрантский кризис