Слово “Кризис” в переводе с китайского имеет два значения. первое- это “опасность”, второе- “возможность”. И этот китайский иероглиф прекрасно отражает идею духовного кризиса.
Поэтому переживания кризиса и состояния и с ним связанные, хоть бывают непростыми и пугающими, но обладают огромным трансформирующим и целительным потенциалом. Если смотреть на кризис как непростую стадию естественного развития, то можно увидеть что духовный кризис приводит к благоприятному изменению личности и качества жизни, помогает решить важные жизненные задачи и приводит и к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств.
Из-за сопутствующих опасностей, равно как и огромного потенциала духовного кризиса, люди, находящиеся в стадии переживания духовного кризиса, нуждаются в квалифицированной поддержке тех людей, кто имеет личный и профессиональный опыт необычных состояний сознания и знает, как работать с ними и как поддерживать человека в этих ситуациях. И я сейчас не о психиатрической помощи. Очень часто, людям переживающим психодуховный кризис ставят различные психиатрические диагнозы и лечат их как больных. Только, люди в духовном кризисе- не являются больными и им не нужно медикаментозное лечение, потому что препараты направлены на блокирование симптомов и стабилизацию состояния. И это лишает людей возможностей быстрого и гармоничного завершения кризиса.
Кроме того, когда людей в кризисе лечат медикаментами, у них формируется долговременная зависимость от транквилизаторов с их общеизвестными побочными эффектами, а также утрата вкуса и цвета жизни, появляется ощущение усталости и отсутствие энергии. И компромиссный образ жизни представляют собой печальный контраст с теми ситуациями, когда человек в духовном кризисе получает необходимую поддержку, понимание и происходящего и доходит до завершения своего кризиса. Кризис -это переходный период в жизни и это естественная часть жизни и важно понимать цели и задачи того, что духовный кризис в себе несет и бережно сопровождать людей в духовном кризисе.
Про духовный кризис интересно пишет Кристина Гроф, которая сама проживала мощнейшие трансформирующие кризисы и после создала сеть поддержки людей в духовном кризисе (SEN). филиалы SEN сейчас существуют во многих странах мира. К сожалению. не в России, у нас сопровождением людей в духовном кризисе занимаются либо психиатры, либо целители, либо помощь и поддержку можно получить у тех, кто учился на международном тренинге Грофа и умеет сопровождать людей, переживающих духовный кризис и имеющий свой личный опыт проживания кризиса.
Рекомендую к прочтению: Кристина Гроф ” Жажда целостности” и Станислав и Кристина Гроф “Неистовый поиск себя”. Много полезной информации и читается легко. Про другие кризисы можно почитать здесь или здесь, или через поисковик сайта по слову “кризис”. Также появились новые статьи про эмигрантский кризис, например, вот эта.
Психологические теории, полезные при духовном кризисе:
- Психосинтез Роберто Ассаджиоли
- Аналитическая психология Карла-Густава Юнга
- Расширенная картография человеческой души( психики) Станислава Грофа
- Интегральная психология Кена Уилбера
- Восточные духовные философии
- Различные мистические традиции мира
Терапия в духовном кризисе:
- Трансперсональная психотерапия
- Сессии эмпирической психотерапии
- Холотропное дыхание( Станислав и Кристина Гроф)
- Гештальт- терапия (Фриц Перлз)
- Юнгианская игра с песком
- Ведение дневника
- Экспрессивное рисование, рисование мандал
- Спонтанное творчество, например, коллажи души
- Эмпирически -ориентированная работа с телом
- Танцевальная терапия, например,” 5 ритмов” Габриэлы Рот, Анна Халприн и ее спонтанный танец
- Занятия спортом
- Акупунктура и т.д.
Важно! Имеет смысл различать психопатологию и симптомы духовного кризиса. Психология и медицина продвинулись в последнее время далеко вперед, но все равно есть патологические особенности мозга, требующие наблюдения у психиатров и приема специальных препаратов.
Про типы духовных кризисов можно почитать здесь. И про причины здесь. Виды кризисов здесь. Про эмигрантский кризис здесь