И хочу с вами поделиться еще одной техникой, о которой узнала на последней нашей группе арт-терапии. Кто еще не в курсе, я учусь в Генуе в школе арт-терапии на 3м курсе. Впереди еще несколько месяцев обучения, 150 часто практики и дипломная работа. Я думала, что к концу 2025 года закончу, но в Италии все не быстро, поэтому защиту нам обещают не раньше весны 2026. И тем не менее учеба интересная, много новых техник, да и в целом в арт-терапевтическом поле побыть- лишним не будет. И да, учеба идет на итальянском и много про психологию. Меня спасает то, что я психолог и много знаю про динамику психологических процессов у людей. Думаю, что без этих знаний, учиться бы я тут не смогла. Потому что вижу как моим одногруппницам сложно даются психологические моменты обучения и как не хватает практического опыта, которые есть у меня. Мне сложнее с языком, не всегда и не все понятно, несмотря на достаточно хороший уровень владения итальянским, но поскольку я уже много лет веду арт-терапевтические группы и консультирую как психолог, то я все новые практики пропускаю через себя и интегрирую в свою практику. Получается глубоко и интересно.
И вот эта статья про новую практику, которую я пока не поняла, как правильно перевести на русский потому что переводчик с английского дает смешной вариант “салат из икры”. Техника называется “caviardage“. Я пожалуй оставлю английский вариант, пока не придет что-то более подходящее.
Далее будет немного истории техники со ссылками и немного про арт-вариант, что делали мы на группе и образцы из интернета и с моих групп.
В Италии этот метод как метод арт-терапии был придуман и распространен Тиной Феста. Чуть более подробно можно почитать на ее сайте: https://www.caviardage.it/
А если посмотреть еще ранее по истории, то технику“caviardage” изобрел Том Филлипс в 1960-х годах.
В 1966 году этот эксцентричный английский художник разработал новый способ создания поэзии, вдохновленный дадаизмом, согласно которому каждая форма искусства должна возникать случайно. Про дадаизм и игру в слова смотрим мою статью
Однажды Том Филипс зашел в магазин подержанных книг и купил роман, который затем, страница за страницей, превратил в “caviardage“. Его работа, включавшая 367 страниц стихов, иллюстрированных в этой технике, была опубликована в 1973 году и сейчас хранится в музее. Страничка оттуда. И ссылка на сайт источника
caviardage- это метод поэтического письма, который помогает раскрыть поэзию, скрытую внутри вас, посредством творческого процесса, который начинается с уже написанной страницы. Лозунг метода “Осветите слова, которые зовут вас”
Красиво же?
Метод Caviardage® — это метод поэтического письма, который помогает вам писать стихи и мысли с помощью четко определенного процесса и большого количества техник и стратегий, начиная не с пустой страницы, а с уже написанных текстов : страниц, вырванных из ненужных книг, газет. и журнальные статьи, но и тексты в цифровом формате.
Благодаря загрязнению различными выразительными художественными приемами (коллаж, живопись, акварель и т. д.) обретают жизнь визуальные стихи: маленькие шедевры, которые через слова, знаки и цвета озвучивают эмоции, которые трудно выразить в повседневной жизни.
Методика обучения была создана и широко распространена в Италии Тиной Феста и используется преподавателями на собственных занятиях или сертифицированными тренерами, которые в качестве внешних экспертов предлагают индивидуальные мастер-классы или курсы в школах всех уровней, начиная со школы Начальная школа, в ателье, библиотеках и книжных магазинах, в ассоциациях и тд.
Сейчас есть сертифицированное обучение для арт-терапевтов этому методу для тех, кто хочет углубиться в тему, но также можно просто играть в слова для себя.
Как используется Метод Caviardage?
- Для самоисследования и как практика самопомощи
- для расслабления и снятия стресса
- Как оздоровительная практика, которая помогает трансформации и переработки внутренних процессов
- В рамках школьных курсов и различных программ в Италии
- Для развития креативности
- В игровой деятельности для выражения внутренних переживаний у детей и взрослых
- В терапевтических областях, таких как арт-терапия и консультирование.
Все начинается со страницы, взятой из старой книги, из газетной или журнальной статьи: слова, которые мы считаем «бесполезными», чернеют и оставляют те, которые дают жизнь самому стихотворению, затем украшая страницу рисунками или украшениями.
Этимология происходит от слова «Caviar» (по-французски «икра»), которое относится к концепции «чернения» ненужных частей текста, выделения только тех слов, которые имеют для нас смысл.
Что делать:
1.Взять страничку из книги или журнала и черный маркер. Маркер может быть и не черным. Это творческий процесс. Тут можно все.
2. Карандашом или прямо маркером выделить слова, которые привлекают внимание.
3. Далее вы можете либо зачернить ненужные слова, либо дать простор своей фантазии и заполнить «лишний» текст цвето, коллажем, рисунками в любой технике, наклейками или листьями, песком и тд. Важно не воспринимать это всерьез и получать удовольствие от процесса игры со словами.
4. Посмотреть что за послание несет эта фраза для вас.
Мы делали на группе еще вариант с красной линией, где выделяли слова, а потом давали им порядок с помощью цифр, стрелок, рисунка.
Как вам техника? Слышали о такой?