Я много пишу про духовный кризис и те неожиданные трансформации, что приносит духовный кризис. И тут меня спросили, а чем духовный кризис отличается от возрастного. Давайте разбираться.
Возрастной кризис наступает, когда накапливаются изменения, позволяющие перейти на следующую ступень. А духовный кризис запускается часто каким -то событием: утратой близкого, переоценкой ценностей, переездом, выигрышем в лотерею и тд. У меня на сайте есть несколько статей с подробным описанием. Поэтому в этом посте про возрастные кризисы и Эрика Эриксона, который изучал возрастные кризисы.
По Э. Эриксону в каждом возрастном кризисе, а Эриксон их выделил 8, есть определённая точка напряжения – точка потенциального изменения, перехода одних качеств в другие, одного состояния в другое. В структуре “Я” появляются новые противоречия или же начинают выходить на уровень осознания и это создаёт возможности для развития через поиск новых решений.
“Новые решения” – это новые структуры психики, которые появляются в результате кризиса или же не появляются, по каким-то причинам. То есть если мы прошли задачи этого кризиса, то стали более целостными и способными выносить и переживать новый возрастной кризис. Если нет- то происходит застревание, в котором можно застрять надолго или проскочить не проживая особо. И потом придется в личной терапии вернуться и допрожить то, что недоделано, с чем не получилось справиться.
Кризисы, которые выделяет Эрик Эриксон:
1стадия- до 1 года – доверие или недоверие. Задача этого кризиса сформировать доверие. Связан с фигурой материи во многом влияет- забота, уход, контакт ребенка с матерью и реализация потребностей ребенка в контакте и безопасности.
2 стадия – с 1 года до 3х лет – автономия или стыд и сомнение. Главная задача этого кризиса – научиться самостоятельности, автономии. Ребенок учится управлять своим телом и и посредством этого удовлетворять свои желания, а еще познает себя и окружающий мир. Важное стремление этого периода делать все самому. Если родители дают делать ребенку то, с чем он может справиться, не торопят, не ругают – то у ребенка формируется уверенность в себе, чувство управления своим телом, своими побуждениями и, отчасти, окружением.
И наоборот, если родители раздражительны, нетерпеливы, подгоняют и ругают ребенка, не дают ему ничего делать, то ребенок начинает сомневаться в себе, стыдиться, испытывать робость и нерешительность.
3 стадия – 4-5 лет – инициативность или чувство вины. То есть задача этой стадии сформировать инициативу. Ребенок уже многое умеет и может сам придумать себе занятие, проявив фантазию, изобретательность, предприимчивость. Если родители поощряют инициативу ребенка, и поддерживают его любопытство и исследовательский интерес к миру, а не дают команды, когда действия ребенка надо скорректировать, то это развивает инициативность. Или в обратном случае, ели родители показывают, что им все равно, ребенок чувствует себя не таким, неправильным и в нем укрепляется чувство вины, о том, что с ним что-то не так, которое он выносит в о взрослую жизнь.
4 стадия – 6-11 лет – умелость или неполноценность. Задача этой стадии сформировать трудолюбие.
В результате освоения новых знаний и школьной активности и взаимодействия себя с другими детьми и столкновения с оценкой себя окружающими людьми, у ребенка формируется либо чувство умелости, либо чувство неполноценности. Важность поощрения результатов деятельности родителями подкрепляется окружающими, но также важную роль начинает играть мнение ровесников. И если есть поддержка, появляется ощущение умелости, нет поддержки- ощущение неполноценности.
5 стадия- 12-19 лет – Я-идентификация личности или спутанность ролей. Задачей стадии является формирование Я-идентичности.
Подросток учится по-новому понимать не только себя, но и других людей, мир. Время фантазий, идеализма, максимализма. Формирование нового образа мыслей, отношения, мнений, которые ему интересно сравнивать, или даже противопоставлять, мнениям и взглядам других людей. Через это сравнивание и противопоставление картин мира подросток формирует свою идентичность: “я такой как те и не такой как эти”.
Э.Эриксон полагал, что главной задачей здесь является формирование Я- идентичности. Важно обобщить и интегрировать представления о самом себе в единую структуру, образ. Чем успешнее он это делает – тем целостнее Я, гармоничнее личность, тем меньше конфликтов и противоречий он в себе чувствует, ему легче ставить цели и достигать их.
И напротив – в дискретном, спутанном Я много напряжения и потеря опоры. Такому человеку сложно понять куда и зачем он идет, и как по шагам запланировать свое движение к цели.
6 стадия- 20-25 лет – близкие отношения или изоляция. Задачей стадии является формирование близких отношений с партнером и друзьями.
Согласно Э.Эриксону, во многом от успешности освоения сферы отношений и работы, человек приходит либо к чувству близости, либо к чувству одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только отношения, основанные на любви и сексуальности, но и дружбу. Близость – это способность заботиться о другом человеке, отдавать без боязни потерять себя и остаться в дефиците.
Если человек видит в построении отношений с другими собственные ограничения, то , его выбором становится одиночество- невозможность разделить свою жизнь с кем-то.
7 стадия – 26-64 года -созидание/творчество-или застой. Задача этой стадии творчество. Взрослость, зрелые годы. Формирование зрелых отношений с партнером, дети становятся взрослыми, появляются результаты и достижения в труде. Согласно Э.Эриксону, эта стадия связана с противоречием между способностью человека к развитию и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. И прохождение этого периода приводит либо к тому, что человек задумывается о глубоких смыслах жизни, о судьбе человечества в целом, жизни будущих поколений и видит себя и свою жизнь частью вклада в это будущее, либо к тому, что человек погружается в удовлетворение собственных потребностей. Возможность посредством развития способность и к саморазвитию сформировать человеческую индивидуальность и неповторимость, способность быть самим собой
8 стадия – 64 года- …цельность личности или отчаяние. Задачей стадии является интеграция опыта и передача мудрости. Эриксон полагает, что на этой стадии формируется либо чувство цельности, либо человеком овладевает чувство отчаяния и безнадежности. И это зависит от того как человек прожил остальные стадии и доволен ли тем, как прошла его жизнь.
Источник: “Идентичность: юность и кризис” Э. Эриксон