У каждого есть свои особые мировоззренческие опоры, на которые можно опираться в работе. Но почему-то нас этому не учат, хотя сейчас очень много информации об этом. И духовная психология для меня это не про религию.
“Психотерапевт может рассматривать эмоциональные трудности только с точки зрения психологии индивида, однако большинство приходящих в терапию людей, воспринимают подобные трудности как духовный кризис, в рамках которого психологическая структура личности не отделима от ее духовности. Вооруженный сугубо практическим инструментарием психотерапевт не должен забывать о духовных аспектах эмоциональных кризисов, так как осознание смысла страдания может принести большую пользу (Вонг, Фрай 1998).
Лично мне повезло, что когда я формировалась как психолог, у меня уже был богатый эзотерический опыт и знания, полученные опытным путем. И переживания и знания, полученные во время обучения на тренинге Грофа и во время моей личной работы как фасилитатора, наложили свой отпечаток. И я в своей работе с клиентами всегда опираюсь на внутреннюю мудрость и на то, что разворачивается в процессе, когда мы начинаем взаимодействовать. И у меня за годы работы, случилось несколько духовных кризисов, которые полностью перестроили мою жизнь и в ней появились новые смыслы. Про духовный кризис можно почитать здесь или по поисковику сайта по фразе “кризис”
Ибо я не знаю как душа человека, что пришел ко мне, хочет прожить свой опыт, но я могу с точки зрения своего личного и профессионального опыта сопроводить его в этом опыте. И я каждый раз удивляюсь тому как мудро разворачиваются процессы, если создать условия, где человек может восстановить утерянный контакт с собой и почувствовать что ему нужно на самом деле.
И все ответы внутри и они приходят. И психика имеет механизмы самоисцеления, важно иногда их только поддержать. И именно в этом я вижу главную задачу психолога. И может поэтому у моих клиентов процессы изменений запускаются с первой сессии. Не изучать и контролировать, а доверять и следовать, а дальше оно все само разложится как надо.
В заключение выдержка из книги “Священный котел- психотерапия как духовная практика” Лайонела Корбетт:
“Истинная духовность индивида остается тайной. Она не формируется в процессе терапии, но она все равно присутствует на заднем плане. Терапевт зачастую сталкивается с особым типом духовности, которая не сконцентрирована на образе Бога.
Подобная духовность проявляется в общении, в творчестве, в сновидениях, через тело, через служение другим людям или отношение к природе. К сожалению, многие люди подавляют свою духовность, если она не совпадает с общепринятыми нормами. Как бы не выражалась духовность, понимание того, что вселенная полна смысла и что мы можем положиться на некий высший разум, может очень помочь в различных жизненных ситуациях.
Для психотерапевта такое внутреннее знание и воспоминание о личном переживании сакрального очень полезно, так как оно помогает чувствовать вместе с индивидом его страдание, но при этом не дает ему захватить себя. В основе такой способности лежит не просто поверхностное допущение о том, что страдание благотворно для личности. Наоборот, мы глубоко вчувствуемся в страдание. Про подобные ситуации Юнг говорил, что душа должна работать над душой.”
Не знаю как вам, а мне многое отозвалось. Что думаете? Чем откликается?