Я в последнее время, часто думаю про глубинные смыслы происходящего в моей жизни. И когда у меня был кризис и я была на самом дне, то на что я опиралась, это фраза: ” Моей душе нужен такой опыт, значит, проживаем и смотрим, что из этого выйдет.” Хотя в этот момент какая-то часть меня тряслась от страха и орала, что я не выживу и нужно что-то делать. Но я доверяла той внутренней мудрости, работала с психологом, рисовала и создавала коллажи, чтобы помочь себе справиться с происходящим. И рано или поздно начиналось движение и выход находился. И это то, что у меня всегда работает, потому что встроено в мою картину мира. Не у всех так.Когда я училась в магистратуре нам читали курс по духовной психологии и завернуто это все было в обертку религии. Я как-то не очень религиозный человек, но я верю в то, что есть какая-то внешняя сила, на которую я опираюсь. И которую для себя обозначаю “Вселенная”. И я не понимала, почему нас учат работать с верующими, но не учат опираться на ту силу, что есть внутри нас, вне зависимости от того веришь ты в Бога или нет? 

У каждого есть свои особые мировоззренческие опоры, на которые можно опираться в работе. Но почему-то нас этому не учат, хотя сейчас очень много информации об этом. И духовная психология для меня это не про религию.

“Психотерапевт может рассматривать эмоциональные трудности только с точки зрения психологии индивида, однако большинство приходящих в терапию людей, воспринимают подобные трудности как духовный кризис, в рамках которого психологическая структура личности не отделима от ее духовности. Вооруженный сугубо практическим инструментарием психотерапевт не должен забывать о духовных аспектах эмоциональных кризисов, так как осознание смысла страдания может принести большую пользу (Вонг, Фрай 1998).

Лично мне повезло, что когда я формировалась как психолог, у меня уже был богатый эзотерический опыт и знания, полученные опытным путем. И переживания и знания, полученные во время обучения на тренинге Грофа и во время моей личной работы как фасилитатора, наложили свой отпечаток. И я в своей работе с клиентами всегда опираюсь на внутреннюю мудрость и на то, что разворачивается в процессе, когда мы начинаем взаимодействовать. И у меня за годы работы, случилось несколько духовных кризисов, которые полностью перестроили мою жизнь и в ней появились новые смыслы.  Про духовный кризис можно почитать здесь или по поисковику сайта по фразе “кризис”

Ибо я не знаю как душа человека, что пришел ко мне, хочет прожить свой опыт, но я могу с точки зрения своего личного и профессионального опыта сопроводить его в этом опыте. И я каждый раз удивляюсь тому как мудро разворачиваются процессы, если создать условия, где человек может восстановить утерянный контакт с собой и почувствовать что ему нужно на самом деле.

И все ответы внутри и они приходят. И психика имеет механизмы самоисцеления, важно иногда их только поддержать. И именно в этом я вижу главную задачу психолога. И может поэтому у моих клиентов процессы изменений запускаются с первой сессии. Не изучать и контролировать, а доверять и следовать, а дальше оно все само разложится как надо.

В заключение выдержка из книги “Священный котел- психотерапия как духовная практика” Лайонела Корбетт:
“Истинная духовность индивида остается тайной. Она не формируется в процессе терапии, но она все равно присутствует на заднем плане. Терапевт зачастую сталкивается с особым типом духовности, которая не сконцентрирована на образе Бога.

Подобная духовность проявляется в общении, в творчестве, в сновидениях, через тело, через служение другим людям или отношение к природе. К сожалению, многие люди подавляют свою духовность, если она не совпадает с общепринятыми нормами. Как бы не выражалась духовность, понимание того, что вселенная полна смысла и что мы можем положиться на некий высший разум, может очень помочь в различных жизненных ситуациях.

Для психотерапевта такое внутреннее знание и воспоминание о личном переживании сакрального очень полезно, так как оно помогает чувствовать вместе с индивидом его страдание, но при этом не дает ему захватить себя. В основе такой способности лежит не просто поверхностное допущение о том, что страдание благотворно для личности. Наоборот, мы глубоко вчувствуемся в страдание. Про подобные ситуации Юнг говорил, что душа должна работать над душой.”

Не знаю как вам, а мне многое отозвалось. Что думаете? Чем откликается?