Расширенная картография сознания С. Грофа включает три области:

  • биографическую
  • перинатальную
  • трансперсональную

Биографическая область

Биографическая область связана с опытом человека, начиная от его рождения и до настоящего момента. Самыми важными для формирования личности считаются первые пять лет жизни, когда ребенок быстро развивается, формирует свои представления о себе и мире. В это время он наиболее чувствителен и раним, и травматичный опыт может серьезно нарушить его естественное развитие.

Принято разделять травматичный опыт на две основных группы:

Травмы совершения – когда человек подвергается внешнему воздействию, сталкивается с агрессией (физической, психологической, духовной), жестокостью, и т.п.

Травмы лишения – когда человек находится в состоянии недостатка внимания, любви, заботы, безопасности и т.д.

Травматичный опыт может накладывать сильный отпечаток, закладывая основы базового недоверия миру, препятствуя его контакту с реальностью, которая может видеться опасной и недружественной. Блокируется связь с творческими ресурсами психики, глубины которой кажутся пугающими и враждебными. Зачастую это определяет появление тех или иных психологических проблем, невротических комплексов, психосоматических расстройств, сложностей в общении и т.п. В процессе Холотропной терапии есть возможность освободиться от влияния травматичного опыта и восстановить связь со своими естественными потребностями и непроявленными талантами.

Перинатальная область

Перинатальная областьОднако еще более глубокое влияние может оказывать перинатальный опыт, связанный с внутриутробным развитием и процессом родов. Сейчас существует специальное направление – перинатальная психология, которая изучает опыт влияния внутриутробного развития на жизнь человека. Первым из психоаналитиков, кто отмечал важность травмы рождения для человека, был О. Ранк. С. Гроф на основании богатого опыта переживаний своих пациентов не только смог доказать значительное влияние перинатального опыта на формирование индивида, но и подробно классифицировал его, условно разделив на четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Гроф обнаружил, что перинатальные переживания во многом определяют дальнейший опыт в биографической области и являются связующим звеном с трансперсональной областью.

Перинатальная область была условно разделана Грофом на 4 матрицы в соответствии со стадиями внутриутробного пребывания и прохождения родового процесса.

БПМ-1

БПМ-1БПМ-1 (Амниотическая Вселенная) – соответствует этапу внутриутробного существования. В своем естественном проявлении определяет переживания блаженства, океанической растворенности и экстаза, щедрых и безопасных картин природы, в холотропном дыхании может восприниматься и как реалистичные воспоминания о «хорошей матке». В воспоминаниях из постнатальной жизни это могут быть ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности, счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход, игра со сверстниками, семейное согласие и т.д.), взаимная любовь, путешествия и отдых в красивой местности, приобщение к предметам искусства, купание в океанах и чистых озерах. В трансперсональной области – опыт космического единства; мистического единения, проживание единства с архетипом Матери-Земли, видение Рая и Небес.

В случае токсикоза, угрозы выкидыша, нежеланности ребенка или других нарушений внутриутробного развития могут быть реалистичные воспоминания об ощущениях «плохой матки», неприятные телесные ощущения (дрожь, слабые спазмы, неприятный вкус, тошнота, ощущение отравленности), образы загрязненных водоемов и враждебной природы.

БПМ-2

БПМ-2БПМ-2 (Космическая поглощенность и отсутствие выхода) – соответствует начальному этапу родов, когда присутствуют маточные сокращения, но родовые пути еще не открыты. В процессе Холотропного Дыхания™ этот этап может переживаться как космическое поглощение, невыносимая безвыходная ситуация, чувство загнанности в ловушку или клетку, ощущение гнета, давления, раздавливания, жар, озноб, затрудненное дыхания, осознание бессмысленности, абсурдности человеческого существования, атмосферы искусственности и неискренности, мучительное чувство вины, проживание смерти, умирания. Могут присутствовать образы Космической воронки, схваченности пауком, спрутом, удавом и др. В биографических воспоминаниях БПМ-2 может быть связана с ситуациями, угрожающими жизни и целостности тела (несчастные случаи, травмы, операции, тяжелые болезни, утопление, удушье, тяжелые психологические травмы: невыносимость семейных отношений, давление со стороны начальства, эмоциональная отвергнутость, унижение). Связанный с БПМ-2 трансперсональный опыт может включать эмпирическое отождествление с соответствующими мифологическими и архетипическими сюжетами – мучениями Сизифа, Прометея, нисхождением в подземелья, падением ангелов.

БПМ-3

БПМ-3БПМ-3 (Борьба смерти и возрождения) – соответствует этапу продвижения по родовым путям. В холотропном дыхании могут быть переживания вулканического экстаза, взрывов, сражений, кровопролития. Характерны стремление выбраться, вылезти, спастись, борьба за жизнь, видение «света в конце туннеля», сцены, связанные с сексуальным насилием, демоническими эпизодами, встреча с огнем. Поскольку эта стадия родов связана с продвижением плода по родовому каналу, в опыте дышащего она может проявляться мощным мышечным напряжением, переживаниями агрессии, титанической борьбы. В биографических воспоминаниях это могут быть сражения, битвы, эпизоды насилия, в том числе и сексуального, рискованные и экстремальные приключения. У женщин с переживаниями БПМ-3 может быть ассоциирован процесс деторождения. Трансперсональный спектр переживаний может включать сцены жертвоприношений, встречи с божествами-разрушителями – Молохом, Шивой, Уицилопочтли, Кали или Коатликуэ, отождествление с муками Христа или другими жертвенными образами Озирисом, Адонисом, Дионисом, образы птицы Феникс. В целом на данной стадии родов ситуация уже не кажется такой безнадежной, как на предыдущем уровне, а роль человека не сводится к страданиям пассивной жертвы. Здесь он активный наблюдатель, который может отождествляться не только с жертвой, но и с агрессором.

БПМ-4

БПМ-4БПМ-4 (Переживание смерти-нового рождения) – соответствует этапу рождения. Завершается продвижение по родовому каналу и мучительная борьба уступает место ощущениям освобождения и расслабления. В символическом смысле ведущим переживанием на этом этапе родов является опыт смерти и нового рождения. В Холотропном процессе этому соответствуют чувства освобождения, возрождения, спасения, ощущение расширения пространства, искупления грехов. Дышащие могут видеть яркий сияющий свет, чувствовать освобождение от тревоги, страха, подавленности. В биографической области БПМ-4 соответствует счастливому избавлению от опасности, преодолению сложных препятствий, картинам природы (весеннего возрождения, окончания шторма, завершения грозы, восхода солнца). В трансперсональной области – образам любящим и мудрых божеств, видениям лучезарного источника света. Так же обычен опыт встречи и единения с великими богинями-матерями: Девой Марией, Изидой, Лакшми, Парвати, Герой, Кибелой.

Безусловно, все эти переживания являются нашим внутренним опытом, но заслуга Станислава Грофа в том, что на огромном клиничском материале он смог показать их связь с нашей последующей жизнью. Мы больше не можем говорить, что с психологическое пространство новорожденного представляет собой «чистый лист», так как особенности процесса рождения определяют впоследствии способ нашего существования в мире и отношения к нему. Процесс рождения формирует универсальный сценарий смерти-возрождения, который характеризует прохождение кризисов и жизненных трансформаций. Именно поэтому в древних культурах, при проведении «ритуалов перехода» и трансформации, в целительской практике такое значение уделялось символическому умиранию и новому рождению, позволяющему оживить перинатальную динамику психических процессов.

Трансперсональная область

Трансперсональная областьТрансперсональная область – это та область человеческого сознания, которая выходит за пределы привычного представления человека о себе. Первым термин “трансперсональный” использовал Уильям Джеймс в своей работе “Многообразие религиозного опыта” А известный философ Алан Уотс описал трансперсональные переживания как преодоление представлений о себе в качестве «эго в оболочке из кожи».

Трансперсональный опыт включает очень широкий спектр переживаний, например:

  • отождествление с другими людьми;
  • память предков, семьи, рода, наследуемые переживания;
  • воспоминания прошлых воплощений;
  • отождествление с групповым сознанием, коллективные, расовые переживания;
  • отождествление с животным миром;
  • отождествление с растениями;
  • отождествление с неодушевленными объектами природы, стихийными явлениями;
  • планетарное сознание;
  • космическое сознание;
  • клеточное сознание, сознание микрочастиц и атомов;
  • энергетические феномены;
  • выход из тела, астральные путешествия, телепатия;
  • шаманские переживания, духи-хранители, животные силы;
  • переживания архетипов, божеств, учителей, мифологических событий;
  • интуитивное постижение мировых символов;
  • и многое другое.

Трансперсональная областьПереживания всех трех областей сознания формируют так называемые системы конденсированного опыта СКО, которые характеризуются единым эмоциональным или ассоциативным зарядом. СКО могут быть как позитивными, так и негативными. СКО преимущественно базируются на перинатальных матрицах. Будучи вытесненной, СКО способна влиять на мировосприятие человека, определяя его поведение. В процессе Холотропной терапии у нас появляется возможность осознать влияние СКО, и либо освободиться от него, если такое влияние травматично, либо воспользоваться им, если оно ресурсно.