Я вот в последние дни думаю про выбор и о том, что мне повезло, потому что я могу выбирать. Я общалась со своей подругой итальянкой на тему работы и про то, что я не очень понимаю как у них в Италии работает обучение арт-терапии. И почему сначала дают патопсихологию и только потом общую психологию. И что, в основном, все работают по алгоритмам. Скучно . И говорю, что мне все это не интересно, я уже за годы практики определилась со своим контингентом клиентов.

Я периодически думаю о том чем же я отличаюсь от других психологов. Ну надо же периодически посты-отстройки писать. И клиентам иногда объяснять что я делаю и почему это столько стоит. И тут проблема в том, что мне не нравится делать постоянно одно и тоже. Говорят же нужно выбрать узкую нишу и продвигать только одно. Но это же скучно! У меня интересов, опыта и инструментов столько, что это как впихнуть невпихуемое.

И тут я поняла, что что бы я ни делала, у меня в любом случае выходит работа на высвобождение того, что готово выйти и интеграцию опыта в соответствии с запросом. Причем всегда очень интересным образом. Я могу составлять планы и выдвигать гипотезы.

А потом когда начинаем работать все выходит абсолютно иначе. Но разворачивается самым удивительным способом, подсвечивая те части, о которых иногда даже клиeнты не знают. А они эти самые части, влияют на ситуацию. И когда мы их исследуем, интегрируем или отпускаем, все встаёт на свои места. Да часто много сопротивления. Но там то и лежит то, что нужно. Иначе бы не было столько энергии во всем происходящем.

И те, кто проходит свой страх и открывается опыту, получает долгожданные изменения. Тут как в сказке, награда находит своего героя. Хотя иногда как же бесит, что нужно со всем этим работать, развиваться, преодолевать сложности. Хотелось бы просто, но в этом нет развития психики. А то, что не развивается, деградирует и отмирает.

Мне интересно работать с людьми в кризисе и я умею работать глубоко и эффективно, чтобы человек жил свою жизнь, а не адаптировался к ней. И я как травматик, много проживший и много изучивший про травму и что это такое, умею бережно такие процессы сопровождать. И люди как чувствуют что я могу помочь, даже в онлайн работе регулярно что-то сложное поднимается, например, в последнее время много историй про сексуальное насилие. Очень разные от детского насилия до попыток нападения. И много других сложных переживаний и историй про жизнь.

Я не знаю, почему в моем пространстве оно так разворачивается. Это личный опыт, это наработанный в холотропе навык, это что то типа дара, я так и не поняла, если честно, скорее всего все вместе. Я- хороший катализатор и еще и сама быстрая по течению энергии и моем пространстве все быстро происходит. Ну и сопровождать я все это бережно научилась без этого никак. Так что,наверное, все вместе влияет. И это и есть “я на своем месте и знаю, что делаю”. И наверное поэтому, глубокая работа у меня начинается практически с первой консультации.

Я периодически офигеваю сама: у нас же еще контакт не построен, вы меня в первый раз видите и тут такое. И потом беру себя в руки и говорю, ну раз поднялось-значит пришло время и есть готовность. И раз со мной, значит я могу чем то помочь. Давайте посмотрим что с этим можно сделать.

И как -то все разруливается, потому что наша психика устроена очень мудро и у нее есть свои процессы само сцепления и она стремится к целостности. И не надо этих “я первые 20 сессий собираю информацию о клиенте”. Хотя для кого-то это тоже работает, и есть и деньги и время, чтобы ходить 20 раз и дольше.

У меня нет и у моих клиентов нет. Потому что жизнь она прямо здесь и прямо сейчас. И если все время готовиться и адаптироваться, то жить- то когда? И тут я не беру различные варианты психиатрических заболеваний, ибо там как раз задача адаптировать к реальности и принять происходящее, а не саморазвитие и выход из кризиса в новом качестве.

И никто ж с запросами “у меня было изнасилование, у меня умер близкий человек и я не могу это принять, или у меня была травма” не приходит в терапию. Это все в процессе выясняется, когда работаем с актуальным запросом. И моя задача, помочь это переработать. Если поднялось -значит готово. И с этим можно работать долго, а можно быстро. Тут зависит от возможности клиента перерабатывать материал и имеющихся ресурсов. Потому что без ресурсов никуда. Я я больше работаю как кризисный психолог и я помогаю проживать острые фазы и обучаю практикам самопомощи. Ну и работаю не только с пониманием, но и с проживанием, потому что понять мало. Энергия никуда не девается от того, что мы поняли, а вот когда прожили и отпустили, тогда прямо чувствуется изменение И люди решают свои задачи, налаживают жизнь и живут. У них есть все необходимые инструменты самопомощи. И есть сила, чтобы справиться с жизненными трудностями.

А если вдруг что-то появилось, с чем не справиться самостоятельно, они могут обратиться за помощью и чувствую к кому. Потому что появляется доверие себе и навык слушать себя и свое тело. И мне не интересно, когда люди ходят годами еженедельно, а то и по 2 раза. Знаю, что это регулярные деньги. Но мне скучно. Реально скучно.

Это как большинство покупают абонемент в спортзал. У кого-то он просто лежит, кто-то ходит общаться, кто-то только поплавать и только единицы хотят привести себя в форму и решить свою проблему. Ну как хотят -то все, но намерение измениться есть не у всех и не все готовы так сильно меняться.

Так и с психологией. Кто-то ходит к психологу потому что можно и все вокруг ходят, кто-то- пообщаться, пожаловаться, кто -то разобраться в себе, но так чтоб не копаться глубоко. Ибо глубина пугает. Кто-то наоборот, закопался так, что потерял цель, и важен процесс самокопания и копать можно бесконечно. Да, бывают и такие. И есть те, кто в поиске, те кто уже многое попробовали и не смогли решить свою проблему и уже чувствуют, что изменения где-то рядом или они уже в кризисе и застряли и ищут выход. И вот с такими клиентами одно удовольствие работать. Безопасное пространство, поддержка и следование за процессом, подсвечивая какие-то моменты и процесс развернулся.

И я знаю, что я в этом эффективна. Там, где классический психолог будет ходить кругами, у меня просто развернется процесс. Мне нужно просто сонастроится с клиентом и следовать за процессом ну и не ограничивать по времени. Остальное все само. Мне остается только бережно контейнировать. И не потому что я такая крутая, задачи у меня такие. И я в этом успешна. И  мне это нравится. Хотя иногда после таких сессий я чувствую себя выжатой как лимон.

Поэтому когда я говорю здесь в Италии, что не буду работать со стариками и больными детьми, все так удивляются. Как же так, почему? Мне не интересно. И тут люди вообще выпадают. Что значит, не интересно, если это работа? Но она мне не подходит. У кого миссия работать с такими людьми и им нравится. И они себя чувствуют на своем месте. Нужными и реализованными. У нас в группе есть такая девушка, она керамику для пожилых в одном центре ведет и ей нравится. А мне- нет, я не вижу себя в этом. На что мне моя подруга говорит,ч то я очень избирательная. Как ты можешь так клиентов выбирать?

А я могу. И поэтому так откровенно пишу, что у меня в жизни происходит, чтобы был резонанс. И отказываю людям, если вижу, что не могу помочь этому клиенту. И я отправлю к тем, кто с этим работает. Нельзя быть экспертом во всем. У меня многое получается, но не все. И я знаю свои особенности и об это говорю откровенно.

Да, это так, я знаю чего хочу и выбираю делать то, что мне нравиться. Потому что иначе очень высока плата за предательство себя. И это опять же про поиск моего места. И я сейчас понимаю, после этого кризиса, что и в Италии я готова в системе только для практики появиться, посмотреть, послушать, чтобы понять как работает эта система. Но делать свое. Идти своим путем. И смотреть что из этого получится. Как-то так.

А вы знаете где ваше место и в чем вы успешны? И я не про успешный успех, а про то, что зажигает вас и востребовано другими.