Игра в каракули”
А вы знали, что технику работы с каракулями придумал Дональд Винникотт? Да-да, тот самый который, много работал с детьми и предложил концепцию достаточно хорошей матери и холдинга, ну и термин ” переходной реальности, где и происходит вся терапевтическая работа”. Он обнаружил, что психоанализ с детьми не эффективен.

И  он предложил новую проективную методику которую назвал ” Игра в Каракули”, которую потом использовал не только для детей, но и для взрослых для диагностики и психотерапии.
Интересно, что это не самостоятельная работа пациента, а психотерапевтический диалог. Как это происходило.

Он встречался с ребенком. Предлагал ему лист бумаги и карандаш. И что-то на этом листе калякал и предлагал ребенку на этом же листе что-то дорисовать, а потом накалякать в ответ, чтобы терапевт дорисовал.

Это выглядело примерно так.
Винникотт говорил «Я сейчас закрою глаза и сделаю вот так на бумаге, а ты преврати это во что-нибудь. А потом будет твоя очередь, ты нарисуешь, а я превращу это во что-нибудь». И начиналось взаимодействие.

И такой способ помогает установить контакт с ребенком и так потом происходи своеобразный диалог и ребенок может в такой форме отреагировать свои переживания. И нужно всего лишь несколько листов бумаги и пару карандашей.

И Д. Винникотт активно использовал свою методику не только с детьми, но и со взрослыми. Не знаю почему у нас в российском пространстве, так мало информации об этом.

Нам на обучении в школе арт-терапии показали презентацию и скинули достаточно длинную статью про каракули. Может я когда-нибудь ее переведу. А пока больше практика мне интересна, чем теория. Далее эта техника каракулей активно развивалась. И тот вариант, что я вам предложила ранее с веревочкой был придуман американскими психологами. Есть еще вариант работы с леской. Это интересно потому что леска упругая и непредсказуемая, ее сложно контролировать, что убивает всякие попытки сделать красиво. Но там остаются достаточно тонкие следы, что для некоторых является сложностью, чтобы увидеть какой-то рисунок.

В интернете есть только этот снимок Дональда Виникотта за игрой в каракули.

А теперь та техника с которой нас познакомили в генуэзской школе арт-терпаии “АРЕ”. Это техника Дональда Винникота, с небольшими модификациями. И в психологии используется для работы со свободными ассоциациями. Но из того, что я встречала на обучении в России (может мне просто не везло?), дают какой -то куцый вариант только с карандашом или ручкой, поэтому я в свой работе каракули раньше использовала не часто. Хотя было несколько раз в качестве работы с проекциями и ассоциациями. А вот как экспессивный метод и проективная методика метод работает офигительно. Я прямо открыла его заново и с радостью делюсь.

Понадобится несколько листов бумаги А4 и один лист А3, простые карандаши 2 шт, тарелка пластиковая для краски, краска- акрил, гуашь, чернила черного цвета. и потом цветные карандаши- мелки- краски для раскрашивания. Также нужен кусок веревочки длиной см 40. Мы исрользовали бумажный шпагат, которым у нас раньше торты перевязывали.

Берем лист А3 и кладем перед собой. На тарелку наливаем немного краски. В нее макаем веревочку и опускаем ее на лист так как она ляжет. Можно держать один конец, можно просто бросать с расстояния вытянутой руки и потом вести по бумаге. Тут море вариантов для творчества. Можно и сидя, и стоя, и добавлять движения телом и пальцами. Я еще и водички набрызгала))

Потом мы этот лист откладываем сушиться. Берем несколько альбомных листов. И на них мы будем рисовать простыми карандашами. Сначала берем один лист и карандаш в неведущую руку и начинаем калякать. Потом берем второй лист и начинаем калякать ведущей, но с закрытыми глазами. и потом берем 3й лист и водим двумя руками. Глаза могут быть закрыты, могут быть открыты. На каждый лист по несколько минут. Можно добавить еще несколько листов.

И дальше начинается самое интересное.
Мы возвращаемся к первому листу, где уже подсохла краска. И начинаем его крутить и рассматривать и находим там какие -то предметы и образы. И эти образы нужно прорисовать цветов, формой, как-то иначе. Плюс информацию из бессознательного переводим на вербальный, а значит и осознаваемый уровень. Для этого пишем 5-6 слов ассоциаций и название своей работы.

Дальше мы берем последний лист с каракулями и так же крутим и ищем образ. Прорисовываем, проявляем его. Пишем ассоциации и название.

Дальше можно написать небольшую историю про объект, который вы нарисовали на одном из этих листов, можно 2 истории. Начало истории начинается со слов “Я есть…..”

А дальше нужно посмотреть что связывает эти две работы. Возможно ответ придет не сразу. У нас на группе очень многие понимали о чем это было в процессе шерринга- это когда рассказывали другим участникам о своем опыте.