Как вы знаете, я учусь в школе арт-терапии на 2м курсе в Генуе, Италия. И недавно нам прочитали очень интересную лекцию про связь истории искусства и с психологией и развитием психики, то есть историю искусства в психодинамическом контексте.  Лекция наша называлась ” Арт-терапия и история искусства” и  яее дополнила своими выводами и подобрала фоточки из интернета.  Мне показалось это интересным и на русскоязычном пространстве я такой информации раньше не встречала, поэтому делюсь. Как по мне так что-то в этом есть. Ну и опять же еще один ракурс восприятия искусства. 

Еще одна точка входа для познания себя, своих внутренних процессов через то, что откликается в данный момент в искусстве или наоборот, резко раздражает. Все это может быть очень  терапевтичным, если мы готовы с этим взаимодействовать.
И начали мы с наскальной росписи, где человек рисовал охоту и первые сценки из жизни.
И  интересно, что первый цвет, который человек использует для рисования-это красно-коричневый, похожий на цвет крови.

Например,  в Аргентине есть пещера, расписанная отпечатками рук, когда макали в краску и ставили отпечаток( imprinto positivo) и когда цветом обводили руку по контуру (imprinto negativo). 

Так вот, что интересно, дети начиная творить, оставляют отпечатки рук, а иногда и ног. И они таким образом повторяют опыт наших предков.  То есть дети повторяют историю в своем развитии.

Это как эмбрион человека проходит все стадии эволюции внутриутробного до рождения. Здесь та же эволюция, но уже на других уровнях. Круто же??

И если мы берем возрастную периодизацию, то этот период можно соотнести с периодом до 3 лет. Вот так это выглядит. Подробнее  фото можно посмотреть  на моей страничке в ВК или инсте (которая сейчас под запретом) или просто загуглить.

И если мы возьмем возраст 3-5 лет. И если мы вспомним себя в этом возрасте или посмотрим работы детей этого возраста, то увидим рисунки с изображением в ряд. В этом возрасте развиваются отношения ребенка с пространством. Как он это самое пространство воспринимает воспринимает и как переносит его на рисунок.

Хотя сейчас сложно найти работы детей, за них рисуют родители или специально оплаченные люди. Не верите? Откройте интернет и посмотрите фоточки работ.

Так вот для детей в этом возрасте характерно рисование всего в линию. Деревья, дома и люди стоят на раю листа в ряд, иногда на линии начерченной посередине листа. Нет перспективы, есть наложение объектов. И если мы посмотрим на работы мастером прошлого, похожее можно увидеть в египетском, византийском и раннее средневековом творчестве.

Период византийского творчества 4-7 в. представляет отношения человека с пространством. И тоже можно наблюдать в египетских фресках, где фигуры нарисованы на одной линии и нет перспективы и пространство отделено линий и выше начинается другой орнамент. Обычно есть фон и на нем представлены фигуры в плоскости, нет возможности изменений и пространства для этого.

И так же тенденции можно увидеть в рисунках у пациентов с психиатрией. Рисунки с фигурами без возможности изменений и альтернативы характерны для психозов. Надо понимать, что диагнозы ставит психиатр, но как наблюдение очень интересно. Ну и все мы периодически регрессируем в свои ранние периоды, особенно там, где травмы были. Потому что травма-это то, что нас развивает. И наша психика стремится к целостности и имеет способность к исцелению.

И это видно иногда в продуктах нашего творчества (если мы им занимаемся) и там же в творчестве можно найти выход. Там где головой выхода не видно, психика найдет его через творчество, символы, образы, эмоциональные и телесные отклики и другое и не все из происходящего выйдет на уровень осознавания. Важно что есть возможность развития и трансформации.

А дальше появляется очень интересная штука, которую называют “Опрокидывание” и которую мы можем наблюдать в творчестве детей 5-7 лет, а иногда и постарше. Может есть какой-то специальный термин для обозначения этого феномена на русском, я не нашла.

И они рисуют как бы вид сверху, уже имея немного опыта, что восприятие картинки меняется от точки, откуда мы смотрим. И дети рисуют часто из опыта, а не как видят и получаются рисунки, когда люди как будто упали на стульях, сидя за столом, или лежат на дороге. Деревья вдоль дороги и дома тоже лежат. У детей аутистов, кстати, этого нет, они рисуют как видят. 

И если мы посмотрим на историю искусства, подобный феномен можно увидеть на некоторых фресках в Египте. Яркий пример- сады гробницы
Скрибы Небамона и Гробница визиря Рехмира 15век до н.э., Там есть рисунки в ряд как на предыдущем этапе. Но и дети часто и в начальной школе продолжаю рисовать людей и объекты, располагая их на линии.

У людей с нарушениями психики на проживании этого этапа (или застревании здесь) в рисунках будет мало пространства, будет ощущение зажатости, плотности, отсутствие открытого пространства и динамики, выхода, но будет много завораживающего и гипнотического. Характерны лабиринты, коды, замкнутые узоры.

А теперь поговорим про восприятие и отображение пространства.

В период Джотто появляется концепция отображения пространства, появляется перспектива, названная ” spina di pesce”- рыбья косточка- без четких геометрических правил. “Мир трёхмерный — объёмный и осязаемый — открыт вновь, победно утверждён кистью Джотто.

Пока еще нет единого пространства, каждое здание находится само по себе, но вместе фигуры занимают пространство и наполнены драматичностью (на фото работы Джотто, фрески в соборе Св. Франциска, Ассизи, San Francesco, Assisi 1295 Giotto)

Удивительно, но факт: Линейная перспектива была придумана архитекторами, а не художниками и потом подхвачена художниками.
Примеры работ:
Пьетро делла Франческо Бичевание Христа. Pietro della Francesco, la Flagellazione di Cristo 1445 Урбино, “Идеальный город” автор неизвестен, Урбино, Италия, около 1485 г , но именно они задумали единое пространство, где все друг друга дополняет. И появляется глубина, бесконечность и перспектива. И появляется воздух и атмосфера в работах художников. И случилось это только в 15 веке.

Перспектива воздушная и атмосферная появляется в творчестве Леонардо да Винчи. Он добавляет оттенки начинает рисовать исходя из того, что чем дальше, тем туманнее и голубее. Заслугой Леонардо можно считать то, что он добавил в искусство понимание реальных форм и скрытых функций. Добавляется осознанность в рисовании, изучение деталей и активизация процессов познания.

Этот процесс можно соотнести с 7-10 годами ребенка. Немного рисунков в тему.

А после появления пространства, появляется светотень, которая выражает глубину пространства и объем предметов. Это заметно в творчестве Караваджо, смотрим его работу Призвание апостола Матфея. Интересно, что Караваджо рисует, людей выставляя свет как в театре, подсвечивая те объекты, которые считает нужными, передвигая свечи в разные места комнаты. Например, на этой картине, от открытого окна нет света, но есть свет от Иисуса, потому что по мнению Караваджо, свет-это -божественное, а темнота- Абсолют. И свету отводится главное место на этой картине.

Темнота в искусстве и тень в психологии. Работы Рембрандта полны темноты и тревоги. Помимо прочего, Рембрандт активно рисует свои автопортреты и заставляет своих учеников копировать его автопортреты. Автопортреты представляют собой личное и интроспективное путешествие художника (Приложила работы Рембрандта File:Rembrandt, bue squartato, 1655, и автопортрет в юности.)

Эдвард Мунк в своей работе “Puberta’ – созревание отразил страх перед будущим. Тело меняется и это пугает. Нарисована девочка- подросток с большой тенью.

Черный квадрат Малевича, супрематизм, который содержит в себе многое и отражает переживания того времени. Что прячется в этой черноте? Очень психологический вопрос. И каждый видит свое. И это пространство для самоисследования.

И изучая историю искусства можно отметить, что развитие человеческой психики повторяет путь развития мирового искусства. Сам контакт с произведениями искусства является целительным. Также они являются точкой входа во внутренние процессы и само внутреннее пространство и помогают запустить внутренние трансформации и процессы исцеления. Это может быть полезно для терапевтической работы.

Отсутствие движения, динамики, перспективы отражает наш внутренний процесс застревания. Выход рано или поздно появляется, потому что наша психика постоянно развивается. А вот отсутствие динамики и изменений может говорить о кризисах или патологических процессах в психике.

Вот такая интересная информация для размышления нам была предложена. Рекомендую к размышлению. Если есть какие-то дополнения – пишите, я открыта для диалога.