Думали ли вы о том, что мы в жизни повторяем одни и те же ошибки, потому что не завершаем нормально определенные этапы жизни и вынуждены снова и снова проживать одни и те же уроки про самоценность, про границы, про доверие миру и гармоничные отношения.

Есть 2 основных периода, которые влияют на весь сценарий нашей жизни- внутриутробный опыт и детство. Обладаем информацией- можем применять в жизни. Я поделюсь тем, как это вижу я на основе классификаций возрастных кризисов и стадий жизни З. Фрейда, Э. Эриксона, Л.Выготского и П. Левин.

И в принципе, зная на каком этапе жизни какие нужно пройти задачи и какой получить опыт, можно к нему подготовиться и пройти сразу, не застревая. Раньше -то так и было, а теперь все самим приходится. И также имея возможность регрессировать в прошлый опыт, мы можем перепроживать прошлые этапы, дозавершая то, что не было во время закрыто, исцелять стары раны и находить ресурсы и новые опоры. Что обычно и происходит в работе с психологом и иногда на различных тренингах

Кризисы это неизбежная часть жизни, которая помогает нам переходить из одной стадии на другую. Отпускать старое, делать переоценку опыта, искать и находить новые смыслы и открываться новым событиями своей жизни. Помните как раньше в детстве мы все хотели вырасти и как нам казалось классно быть взрослым и все решать.

Жизнь задумала для нас такие испытания, которые помогают нам взрослеть и переходить со стадии на стадию. И есть кризисы возрастные или иначе их иногда называют нормативные потому что прохождение этих кризисов это нормальный вариант развития личности любого человека.

И есть кризисы ненормативные- это те, которые могут произойти в любое время, когда человек испытывает сложные переживания. И это может быть ситуативный кризис, экзистенциальный или психо-духовный. Об этом напишу отдельно.  ( Виды кризисов ) А сейчас давайте про возрастные.

Существует много разных классификаций стадий развития личности человека и чем человек должен на них овладеть, и в целом у них возрастная градация и задачи совпадают.

Начнем с дедушки Фрейда он придумал стадии психо-сексуального развития личности и выделил 5 основных стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. И эти стадии влияют на всю жизнь человека. 

По Льву Выготскому этих стадий 6. Латентный период Фрейда делится на два: младший школьный возраст и средний школьный возраст.

По Памеле Левин, у человека 6 стадий развития и на каждой свои задачи. Она их называет циклами силы, которую человек должен обрести. Первую стадию Фрейда она разделила на 2: 0-6 месяцев с задачей бытия и 6-18 месяцев с задачей делания

Ну и Эрик Эриксон разработал систему кризисов человека во время всей жизни от рождения до смерти. И первые 5 прекрасно ложатся на теорию Фрейда и потом добавляются ранняя, средняя и поздняя зрелость.

И давайте подробнее рассмотрим стадии развития человека, чтобы понимать что у нас пройдено, а что еще требует внимания и доработки.
Переход с одной стадии на другую происходит через кризис, он может быть сложным и заметным, а может плавным. Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому.
Интересно, что на разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и плавно, а могут – быстро и резко и от этого стадии развития могут быть стабильными и кризисными.

Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.

Итак,
возраст 0-1,5 года
Младенчество по Эриксону(0-1) и Выготскому, оральная стадия по Фрейду, первые 2 цикла силы у Памелы Левин. Задачами этого этапа является сформировать базовое доверие посредством взаимодействия с матерью или объектом который ее замещает. И отделиться от нее, До этого возраста ребенок считает грудь матери частью себя и своего мира. В этом возрасте важно быть, расслабляться, ничего не делать, изучать мир, развивать чувственную сферу и искать опору на свои ноги – ребенок учится вставать.

Возраст 1,5 -3 года
Раннее детство, анальная стадия Фрейда. Задачи возраста освоить самостоятельность/нерешительность самоконтроль, приучение к горшку, задача тестировать мир вокруг, границы реальности, стать независимым, не соглашаться с обстоятельствами,

Возраст 3-6 лет
Детство, по Фрейду фаллическая стадия / по П. Левин стадия индивидуальности, предприимчивость и инициативность, чувство вины.
Задача этой стадии разобраться с поиском себя, идентичность, кто я в социуме, идентификация себя с взрослым своего пола.

Возраст 6-12
Младший школьный возраст, по Фрейду латентная стадия, По П. Левин возраст, где мы осваиваем разные учения и навыки и обретаем силу мастерства. У Э.Эриксона связана с компетентность и полноценностью/неполноценность
Задачи этой стадии: Учится навыкам и умения вырабатывать собственную систему ценностей Задача учиться, спорить и отстаивать свое мнение. умение ошибаться и проигрывать. умение выстраивать соц контакты,

6.Возраст 13-18
отрочество, у Э.Эриксона и П. Левин эта стадия 12-20 лет. По Фрейду генитальная стадия. И П.Левин говорит о том, что тут бы обретаем Силу регенерации— то есть возможность перемешаться на другие стадии, что были раньше и исцелять их.

Задачи стадии -Соединить личность воедино, принять свою сексуальность. Найти свою индивидуальность и разобраться с путаницей ролей. Возможность принять себя свою сексуальность и телесность. Поддержка других людей. Выбирать на какую стадию из предыдущих перемещаться, проживать несколько стадий одновременно. Формировать свое мировоззрение

Новый этап цикла, который поддерживается тем, что приходило раньше .Мы повторяем стадии независимо от того достигли своих целей или нет и это формирует наш сценарий жизни. Опираясь на этот цикл можно прогнозировать свое будущее и смотреть где какие могут быть трудности, а где есть сила, которую можно использовать в своей жизни.

У Эрика Эриксона, поскольку он изучал именно кризисы есть задачи на каждый возраст. И если мы проходит все стадии гармонично, что к концу жизни приходим к мудрости и принятию опыта своей жизни.  А если где-то что-то не доделали, то встретимся с горечью разочарования и невозможностью что-то изменить, потому что время потеряно.  Именно поэтому хорошо знать в какой точке жизни вы сейчас находитесь и какой опыт получаете и какие навыки нужно здесь получить. Чтобы потом, подводя итоги своей жизни не жалеть о потраченном времени. Да и когда мы все успеваем вовремя, оно все более плавно из одного состояния в другое переходит.